Стоит ли чай таких денег?

Стоит ли чай таких денег?

Засилье низкокачественного пакетированного чая на отечественном рынке – основная причина того, почему люди при покупке оригинальных сортов из Китая, Японии или острова Тайвань задаются вопросом – «А стоит ли чай таких денег?». Те же люди готовы отдавать гораздо большие суммы за бутылку красного сухого редкого винтажа, головку итальянского сыра или пачку кубинского табака.

До недавнего времени чайная культура по-украински сводилась к покупке рассыпного чая вместо пакетированного. К счастью, времена меняются и сейчас даже в супермаркетах, а не только чайных бутиках можно найти чай сносного качества. И не только индийский, грузинский или армянский – тайваньский, китайский и, о боги, даже японский. Разумеется, он стоит в разы дороже привычных «пакетиков» и вызывает вопросы о том, насколько обоснована эта стоимость. Возможно и у вас, наши читатели, возникают подобные вопросы. Поэтому предлагаем вместе во всем разобраться.

Из чего складывается цена чая?

Чайное дело нередко и вполне справедливо сравнивают с виноделием. Но существуют и различия. Главное – винодел собирает с виноградников почти 100% ягод, тогда как фермер берет только молодые, самые свежие листья (почки, 2-3 самых молодых листочка, нижние зрелые листы – для пуэра). Поэтому сырье получается более дорогим. В конечном итоге цена чая складывается из следующих компонентов:

  • стоимость сырья – чем выше плантация, тем меньше ее площадь и выше насыщенность листа. Есть и так называемые великие плантации – такой статус присваивают крайне малому количеству плантаций, где собирают сырье для легендарных, самых качественных сортов. А еще есть Япония – из-за островного положения здесь физически можно вырастить только определенное количество кустов. Во всех случаях ограниченность количества приводит к удорожанию сырья и, следовательно, чая.
  • способ сбора – фермеры, ценящие свою репутацию и не работающие на массовый сегмент, собирают чай только вручную, уже на этом этапе проводя первый отбор: поврежденные листья всегда выбрасывают. Сбор длится несколько недель весной и/или осенью и происходит преимущественно на рассвете, пока на листе не высыхает роса. Листы осторожно складывают в объемные кошелки, не спрессовывая. А вот сбор для чайных заводов больше напоминает уборку пшеницы – листья срезают специальными машинами, пересыпают в большие контейнеры, где они сминаются под собственным весом. Чувствуете разницу?
  • способ обработки – в небольших фермерских хозяйствах обрабатывают листья тоже только вручную: перебирают, раскладывают по специальным подносам для сушки, обжаривают, скручивают еще теплый лист, возможно – прессуют. Порошковый чай матча еще и перетирают в специальных каменных жерновах до состояния пудры. Весь процесс может длиться от 3 до 7 дней, возможно – и дольше. Белый, некоторые сорта зеленого чая и вовсе сушат только на солнце, подвергая минимальной ферментации. На заводах же производство на 90% автоматизировано, никто с листом особо не деликатничает. И, разумеется, никто не затеняет его или не выносит на солнце.
  • авторитет фермера – ну, или популярность бренда. Авторитетный, хорошо известный на рынке производитель – значит, качественный чай с узнаваемым вкусом. Молодой производитель – всегда риск и возможность напороться на подделку. А в случае со старыми коллекционными чаями вообще не стоит рисковать: просто покупать продукцию известной фабрики.
  • стоимость упаковки и доставки – готовый свежий чай при необходимости прессуют, дальше пакуют по порциям, возможно – в вакуумную упаковку. Его необходимо доставить с плантации в город отправки, отправить в порт или аэропорт нужной страны, затем через сеть местных поставщиков – к конечному потребителю. Одно уже понимание того, каким путешественником на самом деле оказывается иностранный чай, должно натолкнуть на мысль о его немаленькой стоимости.
  • спрос – на некоторые сорта чая спрос так велик, что предложение даже на половину его не покрывает. Бывает и наоборот – растущий спрос приводит к удешевлению стоимости чая, если ресурсы фермера позволяют расширять плантацию и производство. Как это было с пуэром – из очень дорогого он превратился в просто дорогой, почти не потеряв в качестве.

Все перечисленное – это лишь основные факторы ценообразования. Существует целый ряд моментов производственного цикла, ритейла, которые также оставляют след на том, по какой цене чай будет продан конечному потребителю. Надеемся, что теперь вы понимаете, что ответом на вопрос «А стоит ли чай своих денег?» будет однозначное и безапелляционное «Стоит!».

Вверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.